Проект « Человек. Гражданин. Профессионал.»
В педагогическом колледже № 8 обучается более 700 студентов. Возраст наших студентов 15-20 лет. Это особый период юности, именно он во многом определяет становление социально активной жизненной позиции человека и проявление его индивидуальных качеств, самоопределения. Происходит вхождение юношества в общественную жизнь. Актуальным становится выбор своего будущего в социуме. Принято считать, что в юности человек «рождается второй раз», сам для себя, как нечто уникальное и неповторимое, происходит открытие своего внутреннего мира, окружающего мира. Но это и период выбора профессии и профессионального становления, подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь, назначение человека.
Сегодня проблема профессионального становления приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса зависит во многом качество специалиста и уровень сформированности у него профессиональных и личностных компетенций.
Профессиональное становление личности требует организованной, целенаправленной и системной работы педагогического коллектива, которая реализуется через учебную и внеучебную деятельность. Последняя имеет ряд преимуществ:
- включенность большого количества студентов в процесс конструирования и моделирования воспитательной работы;
- творческая атмосфера для взращивания современного педагога;
- многообразие форм организации деятельности студентов;
- свобода выбора;
- расширение образовательного пространства колледжа;
- материально-технические ресурсы колледжа.
Сегодня наш коллектив мечтает и старается, чтобы из стен нашего Дома выходили особые выпускники, которые не только имеют функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформировались как порядочные, честные, интеллигентные граждане великой России.
Мы верим, что наш Дом будет до тех пор, пока будут юноши девушки готовые пройти наш путь. Завтра начинается сегодня.
Цель проекта: подготовка конкурентоспособных специалистов в области современного образования через воспитание на основе общечеловеческих ценностей, гармоничной, духовной, нравственно развитой, творческой личности, обладающей активной жизненной позицией.
Задачи проекта:
- построить образовательный и воспитательный процессы колледжа на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине;
- развивать природный потенциал личностных качеств, проектирование профессиональной карьеры, жизненного самоопределения студентов;
- создать организационно-педагогические условия для функционирования систем взаимодействия всех субъектов воспитания, направленных на повышение профессиональной мотивации;
- организовать работу всего педагогического коллектива в рамках единой целостной системы образования;
- способствовать сознательному выбору дальнейшего профессионального пути;
- заложить основы педагогического мастерства и педагогической культуры.
Участники проекта : Учащиеся 9-11 классов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, студенты педагогического колледжа № 8, выпускники педагогического колледжа № 8, молодые специалисты.
Основные ступени проекта:
Нулевая ступень «От мечты к призванию»
(учащиеся школ Санкт-Петербурга).
Цель – создание системы мониторинга выявления профориентированной молодежи.
Содержание:
- учет потребности Санкт-Петербурга в педагогических кадрах, запрос рынка труда;
- создание Совета по профориентационной работе;
- профориентационная работа в школах Санкт-Петербурга;
- городские и районные Ярмарки вакансий;
- Дни открытых дверей колледжа (проводят выпускники);
- создание рекламных материалов о колледже и реализуемых специальностях.
- Мастер класс « Шаг к профессиональному успеху»
Результаты: привлечение потенциальных абитуриентов, сделавших сознательный выбор к овладению педагогической профессией.
Первая ступень «Вы в будущее делаете шаг»
(абитуриенты)
Цель – формирование устойчивой мотивации к освоению педагогической профессии, позитивного и привлекательного имиджа педагогического колледжа.
Содержание:
- сайт колледжа;
- организация работы подготовительных курсов профориентационной направленности;
- помощь в познании своих особенностей и возможностей (самопознание) через тренинги;
- круглый стол «Открываю себя»;
- знакомство с азами педагогической профессии через циклы занятий «Имидж педагога», «Введение в специальность»;
- проведение экскурсий в образовательные учреждения города;
- активное включение в жизнедеятельность колледжа (посещение фестивалей, праздников колледжа и т.д.).
Результаты:
- осознание значимости и выбора педагогической профессии;
-формирование обучаться в нашем колледже;
- повышение общего культурного уровня.
Вторая ступень «Открывая себя»
(студенты 1 курса)
Цель – формирование универсальных личностных умений, понимание социальной значимости своей будущей профессии.
Содержание:
- профдиагностика (анкеты, опросы, тесты);
- формирование положительной «Я-концепции» (индивидуальные консультации, тренинги, классные часы, интерактивные занятия);
- формирование мотивации достижения успеха (конкурсы «Студент месяца», «Лучшая группа колледжа», «Студент СНО», «Молодой лидер Невского района», олимпиады и др.);
- развитие коммуникативных навыков (тренинги, слеты актива, участие в органах самоуправления, диспуты и круглые столы, дискуссии);
- «Творческие пробы» студентов в образовательном процессе колледжа (конференции, фестивали, тематические праздники, районные и городские мероприятия, социальные акции и др.).
Результаты:
- адаптация к новому учебному заведению;
- приобретение коммуникативных навыков;
- умение работать в команде;
- активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.
Третья ступень «Начало профессионального пути»
(студенты, 2, 3 курсов)
Цель – развитие умения определять задачи профессионального и личностного развития.
Содержание:
- диагностики педагогической направленности (тесты, «Личностный опросник»), использование различных игровых и тренинговых ситуацийс моделированием различных аспектов профессиональной деятельности ;
- педагогические «пробы» (олимпиады, педагогические гостиные, конкурс «Портфолио группы», представление Портфолио студента; студенческие клубы, фестивали, волонтерство, конкурсы, тренинги и классные часы);
- формирование специальных умений – коммуникативных, организаторских, аналитических, прогностических (СНО, круглые столы, конференции, конкурсы, конкурс использования информационных технологий «ИТО», участие в городских и районных мероприятиях).
Результаты:
- осознание перспектив своего профессионального и личностного развития и совершенствования;
- управление своим эмоциональным состоянием, придание им конструктивного характера.
- начало адаптации в педагогическом сообществе Санкт- Петербурга.
Четвертая ступень, «Успешный студент – успешный учитель» (студенты 4 курса)
Цель – осознание правильности своего профессионального выбора.
Содержание:
- овладение профессиональными компетенциями;
- формирование нравственной, сознательной, самотворческой позиции;
- принятие и осуществление жизненных и профессиональных ценностей;
- сформированность психолого-педагогической готовности выпускников к будущей профессии;
- профессиональная ответственность за результат своего дела;
- проектирование близких и дальних перспектив.
Результаты:
- укрепление положительного отношения к педагогической профессии (трудоустройство по специальности);
- стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания колледжа.
Представляемый проект реализуется через многообразные формы, которые направлены на развитие личностных и профессиональных компетенций.